Удмуртский национальный костюм удивительно многообразен. По характеру, покрою и цветовому решению различались женские костюмы северных и южных удмуртов. Основу костюмного комплекса северных удмуртов составляют рубаха и распашной кафтан. Данный комплекс отличает сопоставление двух контрастных цветов – белого холста и красных орнаментальных мотивов, сдержанность и благородство цвета и форм. Льняная туникообразная рубаха украшена на груди, рукавах и по подолу живописными красными ткаными узорами и вышивкой шелковыми и гарусными нитями. Разрез такой рубахи на груди прикрывался съемным, искусно вышитым нагрудником – Кабачи. При его изготовлении использовали старинные и трудоемкие приемы шитья – косая стежка, счетная гладь, набор. Подол, края воротника, передних пол, плечи распашного кафтана украшаются вышивкой в технике косой стежок с очерченным контуром, набор, простой строчной шов. На рубахах и распашных кафтанах вышивки всегда сопровождают пришитые полосы или из кумача, из красного ситца, или из красной шелковой или сатиновой ленты. Особенностью женского костюма является яркий и красочный передник, затканный по подолу узорами, обшитый лентами, мишурой. Замечательны шерстяные пояса с богато орнаментированными концами, заканчивающиеся бахромой или кистями. Одежда южных удмуртов еще более яркая и разнообразная. В ее основе лежит тот же туникообразный покрой, но с небольшим расширением книзу. Подол такой рубахи отделан оборкой из пестряди или ситца, между оборкой и подолом вшивали шерстяную полоску, затканную геометрическим узором. Южные удмурты часто носили одежду из клетчатых или полосатых тканей, выполненных в технике узорного ткачества с использованием хлопчатобумажных и гарусных нитей. Особо праздничные фартуки шились из долготканины узорного ткачества. На рубеже 19-20 вв. были распространены твердый конусообразный берестяной головной убор (айшон), обшитый серебряными монетами и вышитый платок –покрывало (сюлык).Дорогие серебряные украшения монисты, серьги, кольца, браслеты сохранялись столетиями и переходили от поколения к поколению. Удмуртов, живущих в центральных районах Удмуртии лингвисты относят к так называемым срединным удмуртам. Женская рубаха такая же, как у северных удмуртов. Разрез рубахи на груди прикрывался съемным аппликативным нагрудником – муресазь. Рукава распашных кафтанов до появления ситца шили из белой долготканины с поперечной вышивкой на рукаве (узор в технике «вприкреп»). Ниже вышивки вдоль рукава нашиты полосы красного и зеленого сукна. Рукава могли быть и съемными. Женский костюм дополняет треугольный холщовый платок, обшитый полосками фабричной ткани и яркого сукна, полосой вышивки, с кистями. Головные полотенца отличались от северных вариантов треугольными узорами и длинными зелеными шерстяными или шелковыми кистями. Такие красочные наряды дополнялись металлическими украшениями: подвесками, ожерельями, цепочками, браслетами, серьгами, перстнями. Благодаря умению, вкусу, фантазии мастерицы возникал прекрасный и неповторимый костюм. Каждый костюмный комплекс был уникален, - ни одна женщина не создавала два совершенно одинаковых наряда. Согласно древнему принципу троичности пространства в композиции удмуртского костюма имеются три яруса - 3 разных семантических поля: нижний мир, средний и верхний. В удмуртской трактовке нижний ярус космической модели мира представлен в нижней части платья - оборке - это «подземный, водный мир», который виделся как злой, враждебный, холодный, темный, северный, полуночный, потусторонний, населенный многочисленными зооморфными или неясными по своей природе существами, духами, божествами. Границей между нижней и верхней частями является тканая вставная полоса «сöзул лента», которая оберегает верхние миры от проникновения злых духов. На ней помещен древний ромбический мотив - символ плодородия, символ Солнца, знак счастья. Средний ярус костюма наглядно иллюстрирует зону земли, где располагается фартук «айшет». Фартуки удмурты не шили из мерной ткани, их выполняли отдельно на ткацком станке. К среднему ярусу нужно отнести также орнамен­тацию головного полотенца «чалма». Оно входило в женский головной убор. В данном случае это: головное полотенце «чалма», которое носят только замужние женщины; налобная повязка «йыр керттэт»; платок «кышет». Композиция чалмы состоит из расположенных друг над другом трех горизон­тальных полос и отражает представление о вертикальной трехярусной модели мира. Полосы представляют собой геометрический орнамент в виде ромбов и крестообразных фигур в них. Семантика некоторых узоров относительно раскрыта. Она отражает космологические представления людей, олицетворяющие плодородную землю, солнце, воду. Выше среднего яруса в костюме южных удмуртов находится граница видимого неба с солнцем и луной. С образами верхнего мира связаны народные украшения - налобная повязка, богато украшенная вышивкой и тесьмой, и мониста «чырты-весь», которые, начиная со второй половины XIX века, становятся одним из любимейших украшений южных удмурток. Мониста, изготовленная из монет, является оберегом груди. Согласно традиционным удмуртским представлениям, одежда должна скрыть подлинную фигуру женщины от окружающих злых сил, быть надежным оберегом в продолжении рода. В старину одежде, особенно праздничной, придавалось религиозно-магическое значение, узоры размещались в особо уязвимых местах, являлись своеобразными молитвами, заклинаниями, обращенными к добрым силам с просьбами помочь в борьбе за жизнь. Радует, что в последние годы повысилось внимание общественности к народным истокам. И благодаря выступлениям этнографических коллективов вновь приоткрылось богатое многообразие традиционных народных костюмов. И сегодня не только старшее поколение хранит верность многим предметам традиционной одежды, но и у молодежи она пользуется уважением.